С наступающим новолетием

В новогоднюю ночь (с 31 декабря на 1 января) в храме Тихвинской иконы Божией Матери в г. Жуков будет совершены в 23-00 молебное пение и 12-00 Божественная Литургия.

В конце декабря 2018 года после бесед с некоторыми прихожанами, передо мной как перед настоятелем храма встал вопрос: как зная их проблемы и одиночество, многих постящихся и ожидающих рождение Христа помочь пережить новогоднюю ночь? Как сохранить и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким?

Надо сказать, что в Церкви мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

Я всегда говорю нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.

Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию, которая привнесла радость и чувство единения не только своей семьи, а в храме были и семьи, но и всех кто был на ночном Богослужении.

Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, телебеснование, но ведь можно отметить и по-другому.

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год белой и металлической мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год змеи?»  или «Как проводить год свиньи?». Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Ко­неч­но, пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну чуж­до пья­ное ве­се­лье под теле­ви­зи­он­ные за­вы­ва­ния и про­слав­ле­ния но­во­го «га­да»: мы­ши, кры­сы, сви­ньи и пр. скот­ских кра­сот буд­дист­ско­го ка­лен­да­ря.

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру — то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу, но и не забываем про такой грех, как чревоугодие, объядение без сытости.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот — в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь  выше поста», — говорил святитель Тихон Задонский. Надобно служить другим, а не заниматься самим собой.  Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост — установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова? Да!!!

Как? Да очень просто. Ведь не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем храме молебное пение и Божественная Литургия и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать.

Ины­ми сло­ва­ми – мож­но от­празд­но­вать вме­сте с нево­цер­ко­в­лен­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми Но­вый Год и не на­ру­шить Уста­ва Церк­ви. Толь­ко на­до до­ба­вить очень важ­ную часть празд­но­ва­ния – мо­лит­ву. Ведь для хри­сти­а­ни­на празд­ник это по­вод для су­гу­бой мо­лит­вы. Освя­тить мо­лит­вой на­сту­па­ю­щий год, к ко­то­ро­му все мы, как граж­дане стра­ны, жи­ву­щей по но­во­му сти­лю, име­ем от­но­ше­ние, наш хри­сти­ан­ский долг и пе­ред со­бой, и пе­ред сво­и­ми неве­ру­ю­щи­ми со­оте­че­ствен­ни­ка­ми. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

И это будет по-православному!

 

С наступающим Рождеством всех Вас! Храни Вас Господь!

 

Поделитесь с друзьями