Пятая седмица Великого Поста

В храме Тихвинской иконы Божией Матери в Жукове настоятель храма иерей Александр Гольцов на протяжении всей седмицы совместно с прихожанами совершал богослужения.
Стоит заметить, что уже основная часть Великого поста пройдена, что означает практически наступление конца Великого Поста, его завершение. Ведь Страстная седмица стоит отдельно от этого времени.
Думаю, что это связано с особенностями богослужений на пятой седмице, которые как бы завершают и ставят точку, хотя еще предстоит шестая неделя.
Начинается Пост (на первой неделе) с чтения канона Критского, на пятой неделе – канон прочитывается опять, но уже сразу весь, в отличие от первой седмицы, на которой он читается в четыре приема. Так второе чтение словно зацикливает движение по дороге Поста.
Кроме того, к канону присовокупляется житие Марии Египетской. Поэтому в силу длительности вечернего богослужения в среду, на котором второй раз читается весь Великий Канон и житие святой, оно получило название «Мариино стояние». В завершении службы настоятель храма иерей Александр Гольцов поблагодарил всех собравшихся на длительное богослужение. И обратил внимание, что очень хочется, чтобы мы учились стоять в храме, учились участвовать в богослужении, в Таинствах Христовых, в которых душа обновляется. Душа должна постоянно получать благодатную помощь, чтобы вести войну с миром греха и соблазна. Дай Бог, чтобы в оставшееся время до Пасхи мы не потеряли духа, духа бодрствования.
Похвала Богородице – особый день в церковном календаре. Он всегда отмечается в пятую седмицу Поста, в субботу, которая выделяет ее из всех великопостных суббот и называется Похвальной или Акафистной.
Похвала Богородице — день, имеющий свою историю. Отличается он, прежде всего, своим богослужением.
В этот день, накануне вечером в пятницу (день по церковному календарю начинается с вечера), во всех православных храмах поется особый гимн Богородице, получивший название Акафиста или неседальной песни, а суббота получила название «Похвальной» или «Акафистной».
Неседальная, потому что Акафист слушают стоя, в отличие, например, от кафизм Псалтири, которые можно слушать сидя. Но в силу того, что в православных храмах вообще не принято сидеть, то в обиходе «неседальность» потеряла свою актуальность.
Разве что в монастырях можно увидеть специальные стулья с откидывающимися сидениями, позволяющими монахам за богослужением то сидеть, то вставать, потому что монашеское богослужение очень длинное.
Но в пятую субботу народ возносит похвалу Богородице не только в память о событиях, в честь которых была сложена неседальная песнь, но и как знак благодарности Богородице за то, что помогала идти по сложному великопостному пути и обращается к Ней с просьбой помочь закончить Пост достойно.
В воскресенье отслужив Божественную литургию и водосвятный молебен, все дружно направились в воскресную школу для духовного познания и после трапезы посмотрели документальный фильм о Туринской плащанице и художественный фильм «Излечить страх» о жизни святителя Луки Крымского.
После просмотра художественного фильма в храме прошло Таинство Елеосвящения (Соборования). Добрая традиция совершать это Великое таинство в дни многодневных постов для уврачевания духовных и физических недугов для людей прибегающих к Богу.
В завершении воскресного дня служили Пассию – (лат. «страдание») – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой; 1596 – 1647), создателем многих литургических форм. Смыслом пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и в особенности Его крестной смерти. Последование пассии совершается 4 раза (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна.
По возглашении прокимна «Разделиша ризы» отец Александр прочитал отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий о Страстях Христовых. И обратился к молящимся с проповедью. «Сегодняшним чтением акафиста и Евангелия от Иоанна мы завершаем чтение страстных Евангелий и пассий, которые обычно совершаем Великим постом. Святая Церковь на пути нашего следования к Страстной Седмице сегодня еще раз вынесла эту Голгофу, чтобы показать, что в центре нашей жизни должна быть своя Голгофа. Господь показывает, что если мы – Его ученики, нам этой Голгофы не избежать. Как бы тяжело ни было нам, мы должны эту Голгофу иметь и распинать на ней свои страсти, грехи».
Следующая, шестая неделя завершает Пост входом Господним в Иерусалим или по-народному — вербным воскресением. В шестую неделю заканчиваются великопостные соборования, в шестую неделю моют и убирают храмы, горницы и квартиры, в шестую неделю готовятся встретить страстную седмицу, чтобы ничто не отвлекало на земные дела.

Поделитесь с друзьями