Паломническая поездка по святым местам Москвы

24 февраля 2020 г. прихожане нашего храма Тихвинской иконы Божией Матери в г.Жуков и другие паломники, вместе с настоятелем иереем Александром Гольцовым побывали в паломнической поездке по монастырям г.Москвы.
Отслужив по традиции молебен о путешествующих и благословив паломников на путешествие, отправились в наше паломничество. Первым местом которое мы посетили стал Свято-Данилов Ставропигиальный мужской монастырь, где покоятся святые мощи Даниила Московского.
Древнейший московский монастырь был основан в 1282 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским, первый храм был посвящен прп. Даниилу Столпнику. В 1330 г. великий князь Иоанн Калита перевел братию монастыря в Кремль; и древние строения Даниловой обители постепенно пришли в запустение. В 1560 г. монастырь был возобновлен царем Иоанном Грозным. В 1561 г. святителем Макарием, митрополитом Московским, в обители был освящен первый каменный храм во имя святых Отцов Семи Вселенских Соборов (первый во Вселенской Церкви храм с таким посвящением), в 1652 г. в монастыре были обретены мощи св. блгв. князя Даниила. Во второй пол. XVII в. монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями, старый собор был за ветхостью разобран, а на его месте выстроен новый двухэтажный храм. Сильно перестроенный в 1729 г., он сохранился до нашего времени. В 1752 г. над его западной папертью была построена башенка с храмом прп. Даниила Столпника. В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия, на территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ. Здесь обрели место своего последнего упокоения многие иерархи Церкви, а также такие деятели русской культуры, как А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь, Н. Языков, Ю.Ф. Самарин, В.Г. Перов, Н.Г. Рубинштейн и другие.
Формально монастырь был закрыт в 1918 г., но монашеская жизнь в обители продолжалась до 1930 г. С 1917 по 1930 г. настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор (Поздеевский), вокруг которого группировались миряне и клирики, не принимавшие никаких новшеств в церковной жизни. После закрытия в 1931 г. и до 1983 г. в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В мае 1983 г. монастырь был возвращен Церкви; за пять лет он был восстановлен, устроено две новых церкви, а также надкладезная и поминальная часовни. В 1988 г. монастырь был одним из центров празднования 1000-летия Крещения Руси. После водосвятного молебня, мы всей группой поднялись на второй этаж к честным мощам Даниила Московского и прочитали акафист.
Далее мы направились в Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь – действующий православный монастырь в Москве, основанный в 14 в. Находится в Центральном административном округе Москвы, между станциями метро Кропоткинская и Парк культуры (район Хамовники). На территории Зачатьевского монастыря расположено несколько храмов, сестринский корпус и трапезная. Он посвящен зачатию Пресвятой Богородицы Праведной Анной. Считается местом, помогающим забеременеть бесплодным супругам.
Приехав в монастырь мы помолились на молебне у иконы Пресвятой Богородицы «Иверская», осмотрели верхние приделы монастырского собора, помолились у чудотворной «Милостивой» иконы Пресвятой Богородицы, приложились к чудотворному поясу Богородицы, вышитом сестрами, который был освящен в Ватопедской обители на Афоне на Поясе Пресвятой Богородицы. Зачатьевская обитель была основана святителем Алексием, митрополитом Московским, и его сестрами — преподобными Иулианией и Евпраксией. К раке преподобных сестер над местом их захоронения в Казанском приделе собора мы смогли приложиться. Удивительно, что до сих пор, хотя минуло уже более 600 лет, по молитвам преподобных сестер и Святителя Алексия совершаются исцеления, подается помощь просящим.
Затем нас ждала удивительная экскурсия, мы смогли спуститься в подземную часть собора, где расположен уникальный монастырский музей древностей, обнаруженных при раскопках на месте собора в начале 2000-х годов — это и предметы утвари, и кресты, и монеты, и предметы посуды и облачений. Самые древние находки датируются XIV веком. Это, например, сосуды для масла, которые клали в места погребения усопших еще при князе Димитрии Донском.
Мы посетили подземные приделы монастырского собора — в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и в честь Всех отцов и матерей, в подвиге поста и молитвы просиявших — обычно в этом приделе совершаются богослужения в дни памяти преподобных.
Святыни обители произвели на нас большое впечатление, открыв необыкновенный богатый духовный мир Зачатьевской обители. В завершение экскурсии всем нам был подарен подарок календарь с историей и святынями монастыря.
Одухотворенные и счастливые мы направились в следующий монастырь Новоспасский Ставропигиальный мужской монастырь, в котором нас тоже ждала не менее удивительная и познавательная экскурсия. Так как группа у нас была большая нас разделили на две группы и две замечательные женщины гиды рассказали нам о создании и жизни обители, о ее святынях, ее историю.
Новоспасский монастырь – древнейшая обитель Москвы. Монастырь был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловским монастырем. Сын святого Даниила Иван Калита в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.
В период княжения Иоанна Третьего монастырь третий и последний раз за свою историю «переезжает» – в этот раз на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки. Современный адрес монастыря – Крестьянская площадь, 10. Каменные стены монастыря возведены в 30-х годах 17 века как фортификационное сооружение. По указу царя Михаила Феодоровича монастырь был оснащен пушками, пищалями, порохом. Но сегодня стены защищают обитель от холодов – они создают особый микроклимат, при котором температура на территории монастыря немного выше, чем за его стенами. Это позволяет в монастырском саду произрастать южным растениям.
Сначала монастырь именовался великокняжеской обителью, а в 17 веке стал «царской, комнатной» обителью. Спасо-Преображенский собор начал строить над гробами своих предков первый из Романовых – Михаил Федорович, а завершил дело его сын – царь Алексей Михайлович.
Преображенский собор – один из величественных храмов Москвы, второй по размерам после Успенского кафедрального собора. Когда подобный собор захотели построить в Костромском Ипатьевском монастыре, свыше поступил отказ: «Такой величественный храм достоин только первопрестольного града»
Чугунные ступени лестницы привели нас в галерею Преображенского собора. В 1812 году французы по ним пытались ввести лошадей, чтобы в храме устроить конюшни. Однако им это не удалось – лощади отказались подниматься по ступеням
Ежедневно в Новоспасском монастыре совершаются молебны перед почитаемым образом и главной святыней монастыря – иконой Божией Матери «Всецарица». На протяжении 20 лет братия Новоспасского монастыря окормляет онкологический институт им. Герцена. В Ватопедском монастыре Святой Горы Афон был написан список иконы Божией Матери « Всецарица» специально для московской обители. Икона писалась после долгих молитв всей братии Ватопеда. Доска и краски для нее освящались от самой чудотворной иконы. Установленный в 1997 году в галерее Спасо-Преображенского собора образ Пантанассы, что в переводе с греческого означает Всецарица, встречает каждого входящего в храм
На сводах галереи Новоспасского монастыря – изображение так называемого древа Рюриковичей. Этот род дал Вселенской Церкви 63 святых. Древо поливают равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Собор был расписан в 1689 году. К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди.
Благодаря тому, что когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, это и спасло храм от полного разорения и уничтожения. Попав в зал где проводятся Богослужения в теплый период, мы увидели, что от пола до купола храма высота составляет 36 метров. Нашему вниманию предстали Иконы Божией Матери Смоленская – вклад инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Ранее считалось, что эта древняя икона была написана в XVI веке, однако произведенная расчистка нескольких слоев поздних росписей открыла письмо второй половины XV века. Можно предположить, что Богоматерь Смоленская происходит из иконостаса древнего собора 1491-1496 годов и принадлежит иконописцу круга Дионисия
Двое первых Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович, отец и сын, изображены с нимбами как помазанники Божии на царствование. Фреска возвращена из фондов Государственного исторического музея.
Рядом с первыми Романовыми – последние. На иконе – страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и их дети.
В середине XVII века по благословению наместника Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Никона, на Афоне была написана и доставлена в Россию копия Иверской чудотворной иконы Божией Матери, ставшая одной из самых почитаемых московских святынь.
В тишине большого собора хорошо остаться одному и помолиться. Особо полюбил это место царь Алексей Михайлович. Он часто приезжал в Новоспасский монастырь, где вел духовные беседы с его настоятелем архимандритом Никоном – будущим Патриархом.
Далее, мы направились в усыпальницу Романовых. Над входом в усыпальницу Романовых – образ Спасителя. В советские годы его прикрывала фанерный щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей». В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия вывеска упала, открыв чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного.
В 1997 году в Новоспасский монастырь были торжественно перенесены останки Великого Князя Сергея Александровича Романова, чудесным образом сохранившиеся и обретенные в месте его погребения на территории уничтоженного Чудова монастыря в Московском Кремле. В 1997 году, после завершения восстановительных работ в храме преподобного Романа Сладкопевца, гроб с останками Великого Князя был торжественно захоронен в усыпальнице его предков – бояр Романовых.
Здесь же нашли место упокоения и выдающиеся настоятели монастыря, среди которых подвижник – аскет архимандрит Агапит (Введенский), ученый и собиратель христианских древностей епископ Порфирий ( Успенский), богослов епископ Петр (Екатерининский).
Недалеко от могилы инокини Марфы — почитаемая в Новоспасском монастыре Феодоровская икона Божией Матери. К 400-летию избрания Михаила Феодоровича на царствование икона «оделась» в оклад замечательной работы с драгоценными камнями. Надгробие Никиты Романовича Захарьина, родного брата царицы Анастасии – первой супруги Иоанна Грозного. Выдающий политический деятель своего времени, отец будущего Патриарха Филарета
В двадцатилетнюю годовщину открытия Новоспасского монастыря в усыпальнице храма преподобного Романа Сладкопевца был создан музей, основой коллекции которого стали личные вещи Великого Князя Сергея Александровича Романова, уникальные документы и фотоматериалы, старинные предметы и фрагменты одеяний, найденные во время археологических исследований крипты Спасо-Преображенского собора.
Ценнейший экспонат музея Новоспасского монастыря – сапог, в который был обут Великий Князь Сергей Александрович в день своей гибели. Второй сапог ныне экспонируется на выставке в Екатеринбурге.
Наша поездка была воодушевленной и познавательной, мы с чувством признательности и благодарности за наше заступничество приложились к чудотворным иконам Божией Матери и Милостивая, и Всецарица и Иверская и ко многим другим святыням, но это еще был не конец нашего паломничества.
В завершении поездки нас ждало последнее место Богоявленский Собор в Елохове.
«Богоявленский собор был, есть и будет местом сосредоточения духовных святынь Русской Церкви, ибо здесь находятся поистине общенародные святыни. Среди них – мощи святителя Алексия, митрополита Московского, собравшего Русь воедино, укрепившего и духовные силы, и государственный строй страны. Особо чтимой святыней храма является чудотворный список с иконы Казанской Божией Матери. Храм принял как драгоценную святыню мощи многих угодников Божиих, переданных из сокровищницы Московского Кремля. В стенах этого храма возносились молитвы сотнями тысяч православных в период жестоких гонений и в суровые военные годы, и в годы церковного возрождения. Собор Богоявления Господня в Елохове – истинное украшение столицы, одна из жемчужин московских «сорока сороков». (Из вступительного слова Святейшего Патриарха Алексия II к книге, посвященной 150 летию освящения реконструированного Богоявленского собора «Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода») Богоявленский Кафедральный собор с 1991 г. является кафедральным собором города Москвы и поистине является жемчужиной Богоявленского благочиния Московской городской епархии. С 1938 г. и по 1991 г., когда для Русской Православной Церкви открылась возможность возродить служение Божественной Литургии в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля, Кафедральный собор в Елохове носил статус Патриаршего Кафедрального собора. Храм находится в Центральной префектуре г. Москвы и относится к Басманному району Первопрестольного града, располагаясь на ул. Спартаковской и имея 15 номер строения. Главный престол храма освящен в честь Богоявления Господня и имеет два придела в трапезной части – правый, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый, в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В своей истории Елоховский собор насчитывает более трех столетий, наполненных знаменательными и трагическими событиями. Здесь в 1799 г. крестили великого русского поэта А. С. Пушкина. Именно в этом храме в разное время служили и молились выдающиеся иерархи и пастыри нашей Церкви, благочестивые и почетные граждане стольного града, новомученики и исповедники Церкви Русской. Для тысяч прихожан и паломников благовествовали Слово Божие митрополиты Московские и Коломенские: святитель Филарет (Дроздов) и святитель Иннокентий (Вениаминов). Здесь неоднократно совершал богослужения, избранный после возрождения Патриаршества, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. В этом храме служили и молились новомученники ХХ столетия – священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Московский, а в последствии Киевский, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и многие другие новомученники и исповедники. В этом алтаре были совершены Патриаршии интронизации четырех Патриархов ХХ века: Патриарха Сергия (Страгородского), Патриарха Алексия I (Симанского), Патриарха Пимена (Извекова) и Патриарха Алексия II ( Ридигера), двое из них – Патриарх Сергий и Патриарх Алексий II, обрели в стенах храма место своего упокоения. Множество людей находило здесь всегда духовное утешение и тихое пристанище от житейских бурь и волнений. И сегодня боголюбивый верующий народ не теряет трепетной любви и благоговения к этой сохраненной предыдущими поколениями и намоленной святыне – Богоявленскому Кафедральному собору. Помолившись на всенощном бдении мы уставшие, но очень радостные после такого благодатного дня направились домой.

Слава Богу за все, такие поездки помогают не только прикоснуться к истории своей страны, прочувствовать её глубину и силу, но и наполняют душу благодатью от соприкосновения со святынями, заставляют задуматься о себе и своей жизни.
С нетерпением ждем следующей поездки.

Все  фотографии можно посмотреть в галерее нашего сайта.

Поделитесь с друзьями