Паломническая поездка по святым местам Южного берега Крыма, день 3

Продолжаем наш рассказ о путешествии по святым местам Крыма. В третий день наш путь лежал по маршруту Симферополь – Бахчисарай.

Первым мы посетили в городе Симферополь Свято-Троицкий монастырь, где находятся мощи святителя Луки. Поклонились святым мощам, отслужили молебен с чтением акафиста. Поклонились святой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы “Скорбящая Крымская”. История явления этого чудотворного образа началась в 1998 году, когда прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района Феодосия Денисенко пожертвовала в храм икону Божией Матери — тусклое, тёмное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время Божественной Литургии, через открытые Царские Врата бывшая хозяйка иконы увидела её и не узнала — таким ярким было изображение. Еле дождавшись конца службы, она поспешила к батюшке с вопросами — где и когда так хорошо отреставрировали тёмную икону. Священник был удивлён не менее прихожанки, поскольку он и не прикасался к образу.
Специальная комиссия, куда вошли священнослужители и миряне — художники, учёные, краеведы, установила, что икона не реставрировалась. В некоторых местах красочный слой стёрт до основания, кое-где доска тронута шашелем, но краски сияют, они сочны и ярки. Богоматерь одна, без Богомладенца. Она молитвенно сложила руки, огромные глаза Её печальны, на лице нежнейший румянец. Живопись безыскусна, но изображение умилительно, трогательно и проникновенно. Икона небольшая — 20х16 см, на дереве, провинциальной живописи (предположительно киевской школы) начала ХХ века. Аналоги этой иконы неизвестны, чётко проступившая надпись гласит: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая».
Далее мы последовали в Александро-Невский кафедральный собор, где покоятся мощи свт. Гурия. Храм Александра Невского в Симферополе является главным, кафедральным собором этого города. Как московский храм Христа Спасителя, он был взорван в советское время и восстановлен с нуля по сохранившимся чертежам.
После разграбления на этом месте разбили городской парк. Перед тем как церковь разрушили, верующим удалось вынести покоящиеся в храмовом склепе останки святого архиепископа Гурия и некоторых других священников. Их перезахоронили на кладбище возле церкви Всех Святых.
Вопрос о реконструкции собора был поднят уже в 90-х годах. Но сразу его решить не удалось, высказывались мнения и за и против. Главной точкой преткновения было то, что на месте храма стоял памятник Великой Отечественной войны — танк Т-34.
В конце концов, его решили отодвинуть, и сделать частью комплекса из трех военно-патриотических памятников, куда бы еще входил обелиск Юрия Долгорукого и собор Александра Невского.
Основание храма было заложено 9 января 2000 года. Спустя 3 года началось строительство. В настоящее время в храме совершаются службы.
После мы посетили Собор Святых апостолов Петра и Павла с чудотворной иконой свт. Николая и Церковь свв. Константина и Елены – первый православный храм Симферополя.
После обеда наша паломническая группа поехала в Бахчисарай в Свято Успенсский мужской монастырь. С этим монастырем связаны легенды и предания, чудеса и страдания, это святое место испытало за 12 веков своего существования периоды расцвета и упадка.
Святая обитель находится в сердце урочища Мариам-Дере (Ущелье Святой Марии или Мариампольского Ущелье) и считается самым верхним краем города. С двух сторон обитель окружают отвесные скалы высотой до 140 метров. Немного дальше монастыря и значительно выше в горах находится легендарная крепость Чуфут-Кале. Эта местность одновременно является самой пустынной и одной из самых величественных в Крыму. Один только местный пейзаж ежегодно собирает здесь тысячи ценителей естественной красоты природы. Монастырь основан предположительно в конце VIII – начале IX вв. в эпоху феодальных отношений в Крыму и иконоборничества в Византии. Императоры Исаврийской династии преследовали духовенство и монахов, разрушали монастыри, уничтожали иконы. Монахи и почитатели икон бежали из Византии в Крым. Здесь, на неприступных скалах, возникли многочисленные монастыри – Шулдан, Челтер, Качи-Кальон, Успенский монастырь. Предполагают, что первоначально здесь был вырублен Успенский храм, вокруг которого позднее возник монастырь: монахи пришли на это место из окрестностей Чуфут-Кале, в XV в. ставшего столицей самостоятельного Крымского ханства. В начале XVI в. крымские ханы перенесли столицу в основанный ими Бахчисарай. Успенский монастырь с XV в. стал центром христианской церкви в Крыму. В начале это был небольшой скит. В период Крымского Ханства русские цари Федор Иванович и Борис Годунов покровительствовали Успенскому монастырю. Пленники, которые содержались в крепости Чуфут-Кале, могли посещать богослужения и встречаться в церкви с русскими посланниками. Монастырь почитали и христиане и мусульмане.
О том, почему Успенский монастырь появился именно на этом месте, рассказывают предания. В давние времена в ущелье пастух по имени Михаил пас стадо. Вдруг он увидел диво: на скале в семи саженях от земли – икона Богоматери и перед нею горит свеча. Михаил поспешил домой и рассказал о чуде хозяину. Пришли в овраг люди, с большими почестями сняли икону и перенесли в дом, находившийся в окрестных горах. Но утром иконы в доме не нашли: она вновь оказалась на той же скале, на том же самом месте. Тогда поняли люди, что Божией Матери угодно, чтобы Ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступени и перенесли туда икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этому событию. А ущелье получило название Марьям-дере – ущелье Святой Марии.
У входа в монастырь входящих встречает большая мозаичная икона святителя Игнатия.
Вся стена над лестницей занята рельефными изображениями разных монастырей и храмов всего мира, множество из которых основали наши скитальцы. Здесь знакомые силуэты Сергиевого посада и Соловецкого монастыря, надписи на сербском и греческом… В каждом рельефе есть маленький ковчежец: братия, возвращаясь из паломнических поездок, привозит землю из святых мест.

Все  фотографии можно посмотреть в галерее нашего сайта.

Поделитесь с друзьями