Паломническая поездка Дивеево- Муром-Арзамас-Владимир. День 3-й

Мы продолжаем повествование нашего паломнического путешествия. Сегодня третий день нашей поездки. Несмотря на ранее утро многие наши паломники пошли на раннюю Божественную Литургию и причастились. После Литургии мы все помолились у мощей Серафима Саровского.
Затем о.Александром была организована для нас экскурсия по монастырю, где нам рассказали о основании монастыря, его блаженных, о батюшке Серафиме и благодетелях.
Канавка –чудесный рубеж. Она пролегает меж чистотой веры и грязью мира сего. А значит, между жизнью и смертью. Об этом напоминают нам прославленные мощи первоосновательниц Дивеевской обители – схимонахинь Александры, Марфы и монахини Елены. Перед кончиной первоосновательницы, матушки Александры, молодой иеродиакон Серафим обещал ей не оставлять сестер своим духовным попечением. Однажды пришла к нему 13-летняя крестьянская дочь Мария. Преподобный увидел в ней избранный сосуд Божий. Так поступила она в число Серафимовых сирот. Именно Мария присутствовала при молении Старца о создании новой, Мельничной обители, насельницами которой были бы только девицы.
Преподобный постриг Марию в схиму с именем Марфа. Сам он назвал ее начальницей над Дивеевскими сиротами в Царствии Небесном. Девятнадцатилетней преставилась эта удивительная молитвенница и молчальница.
Другой преподобной, Елене, было в юности видение огромного огненного дракона. И она, призвав на помощь Пречистую Деву, дала обет безбрачия. Саровский Старец благословил ее обручиться с Женихом Небесным. Для этой свадьбы приготовила Елена черненькую одежду. Именно о таких сказано: “Отыми от Ангела крылья, будет дева; дай деве крылья, будет Ангел”…
Уже в наши дни, накануне прославления мощей первоосновательниц обители, на могиле Дивеевского благодетеля Михаила Васильевича Мантурова, брата преподобной Елены, на морозе масло в лампадке закипело. 22 декабря, как раз в день основания Мельничной обители, состоялось прославление святых мощей Дивеевских преподобных.
Затем мы отправляемся к трем великим Дивеевским блаженным.
Юродство Христа ради является столь трудным и высоким подвигом, что на него призываются Богом только особенные избранники, сильные телом и духом. Эти подвижники из горячей любви к Богу добровольно отказываются ради Него не только от всех удобств и благ жизни земной, от выгод жизни в обществе, от родства, но и от собственного разума, сознательно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека.
В Дивеевской обители соблюдалась преемственность блаженных стариц, начиная от святой блаженной Пелагии Ивановны Серебренниковой, которую сам преподобный Серафим направил в Дивеево для духовного руководства сестрами. Игумения Мария ничего не предпринимала без ее совета. Всех в обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости.
За год до кончины Пелагии Ивановны в обители поселилась блаженная Паша Саровская. 30 лет блаженная прожила в Саровском лесу в пещерах. Рассказывали, что вид ее в те годы был как у Марии Египетской: худая, высокая, почерневшая от солнца, она наводила страх на всех не знавших ее. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советами и молитвой, и замечали, что она не лишена дара прозорливости.
Святая Блаженная Мария Захаровна Федина была родом из Тамбовской губернии. Родилась она около 1870 года. Впоследствии она называла себя Ивановной, и когда ее спрашивали почему, то отвечала: «Мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече».
Тринадцати лет она осиротела. Однажды с попутчицами Мария пошла в Саров, да так и осталась странствовать между Саровом, Дивеевым и Ардатовом. В любую погоду она ходила босиком, во всем рваном и грязном, искусанная собаками. За то, что она, как бы ругаясь, обличала людей в тайных грехах, многие ее не любили и не раз избивали. При этом никто никогда не слышал от нее жалоб на свою жизнь и на людскую несправедливость, и уже в молодости стали замечать в ней дар прозорливости.
Мария Ивановна приходила советоваться к дивеевской блаженной Прасковье Ивановне, которая перед своей кончиной говорила: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет». А Марии Ивановне, благословив ее остаться в монастыре, сказала: «Только в мое кресло не садись».
Свой духовный подвиг блаженная Мария Ивановна несла в страшные годы революционных переворотов, войны, голода и коллективизации. В 1920-е годы со всех концов России люди тянулись к ней за советом и духовной поддержкой.
Известно множество случаев исцелений по молитвам блаженной, а прозорливость ее простиралась до наших дней. Многим Дивеевским сестрам она предсказала и лагеря, и ссылки, а когда одна из сестер как-то сказала: «Не будет монастыря!» – «Будет! Будет! Будет!» – и блаженная застучала изо всех сил по столу.
31 июля 2004 года блаженная старица Мария Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а с октября 2004 года началось ее общецерковное почитание.
После экскурсии по монастырю мы поехали в село Суворово к мощам Святых Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Марии и Дарии. Суворовские мученицы блаженная Евдокия (Авдотья или Дуня) и три ее келейницы — Дарья Тимагина, Дарья Улыбина и Мария — до конца пронесли свой крест. За свои аскетические подвиги Евдокия сподобилась получить от Господа различные дары Святого Духа и помогала людям в их бедах и болезнях. И ныне, после кончины, святые мученицы не оставляют верующих молитвенной помощью.
В 2000 году состоялось прославление мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии в сонме новомучеников Российских. На фресках в трапезном храме Серафимо-Дивеевского монастыря суворовские мученицы изображены в числе Дивеевских новомучеников.
Отслужив молебен и приложившись к мощам, мы поехали на святые источники. Три источника Дивеева располагаются в районе улицы Родниковой.
Самым ближним к дороге является источник в честь Казанской иконы Божией Матери. Источник появился ещё во время царя Ивана Грозного, а часовню над ними поставили ещё в середине XIX века. Правда сейчас над источником высится уже новая часовенка. И именно у этого источника в прошлом веке случилось чудо: на дне реки нашли икону Казанской Божьей Матери.
Совсем рядышком располагается источник святого Пантелеймона. Святой Пантелеймон был врачом, помогал болящим, не беря денег, что, конечно же, вызвало наветы злопыхателей, и в итоге его казнили. Но даже после своей смерти этот святой исцеляет тех, кто к нему обращается. Конечно же, и источник этого святого помогает исцеляться.
Последним нас «встретил» источник в честь иконы Божией Матери Умиление. Это один из так называемых «новых» источников Дивеева. Но на самом деле просто – в свое время источник был скрыт под слоем земли, а потом вновь обретен благодаря стараниям монастыря. Источник посвящен главной иконе Серафима Саровского, именно перед ней он проводил долгие часы в молитве. Здесь оборудованы просторные купальни, отдельно для женщин и мужчин.
После посещения источников, мы благополучно вернулись в гостиницу. Слава Богу за все!

Все  фотографии можно посмотреть в галерее нашего сайта.

Поделитесь с друзьями