Освящение колива на первой неделе Великого поста

В пятницу первой недели Великого поста по окончании Божественной литургии совершается богослужение в честь и память святого великомученика Феодора Тирона с освящением колива — каши из варёной пшеницы или риса с добавлением мёда и фруктов. Традиция такого освящения весьма древняя и несёт в себе глубокий нравственный смысл.
Освящение колива после Божественной литургии в нашем храме Тихвинской иконы Божией Матери в г. Жуков совершил настоятель иерей Александр Гольцов.
Освящение колива – историческая основа данного святого обряда и его нравственное значение в жизни каждого христианина.
Во второй половине IV века к власти в Римской Империи пришёл Юлиан, за отречение от христианства и гонение на последователей Христа прозванный Отступником.
«Явного гонения на христиан он не поднимал, — не по жалости к ним, а по уверенности в его безуспешности; вместо этого тотчас началось гонение тайное. Богоотступник то низводил христиан с должностей и достоинств, якобы противных их смирению; то лишал их достояния и имущества, якобы несовместных с нищетою Евангельской; то запрещал учиться наукам, под предлогом, что все нужное для христиан содержится в их Евангелии, то вызывал из заточения еретиков, чтобы кознями их смутить Церковь Христову.
Между сими хитрыми средствами Юлиан умыслил и следующее.
Наступала Четыредесятница христианская (Великий пост). Зная, в какой чистоте и воздержании проводят ее христиане, Богоотступник призывает градоправителя Константинопольского и велит ему тайно удалить на следующие дни с торжища все обыкновенные снеди, а предложить одно то, что было уже принесено в жертву идолам, и потому христианами почиталось за осквернённое.
Никто не знал замысла, посему многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что растворено было (так повелел Юлиан) кровью идоложертвенной.
Это составило бы для них предмет сожаления на всю жизнь, а для Юлиана, или паче сказать, сатаны, им двигавшего, это была бы радость и торжество великое.
Тот же отступник, по исполнении замысла, не преминул бы разгласить в слух всего света, что последователи Иисуса Назарянина (так называл он Господа) во время самого поста их употребляли в пищу идоложертвенное».
Господь всегда хранит Своих верных последователей.
Поэтому ночью Константинопольскому епископу в видении явился великомученик Феодор Тирон и раскрыл ему злой умысел нечестивого императора.
Святой повелел передать христианам, чтобы они не покупали ничего съестного на рынке. «Чем же питаться им в таком случае?» — возник резонный вопрос.
Запасами пшеницы, хранившимися у некоторых из христиан.
Православные были спасены от осквернения во время Поста: пшено раздали, сварили из него коливо (другие названия: кутия или сочиво) — пшеничную кашу с добавлением мёда и фруктов.
Воспоминание этого события через века дошло и до наших дней, торжественно совершается каждый Великий пост после Божественной литургии в первую пятницу. Ежегодное поминовение этого чуда не может быть случайным.
Святитель Иннокентий Херсонский поясняет нравственный урок нынешнего торжества:
«Какой урок? Тот, что соблюдение Святого поста есть вещь весьма важная.
Ибо если бы постом можно было пренебрегать, как вещью безразличной или малозначащей, то им не занимались бы так на небе, и святой великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесного для того только, чтобы указать земным братьям своим на средство избежать нарушения поста.

Поделитесь с друзьями