Неделя 4-ая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

В четвертое воскресенье Великого поста святая Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы. Этот великий подвижник благочестия известен как автор «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни. Память преподобного Иоанна Лествичника также совершается 12 апреля (30 марта ст. ст.).

Преподобный Иоанн Лествичник родился в Константинополе. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно это было в 570 годах. В юности Иоанн получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Египет на Синайскую гору и избрал себе наставника — старца Мартирия. Спустя время был пострижен в иноки. Один из присутствовавших при постриге, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет инок Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах.

После сорокалетнего подвижничества в уединении Иоанн был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет он управлял монастырем Синая. Господь наделил Иоанна к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Иоанн преставился в 649 году в возрасте 80 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно. Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником.

Каждая неделя Великого поста последовательно, словно по ступеням возводит нас от Прощенного воскресения, когда вспоминали Адамово преступление и изгнание из Рая, к Светлой Христовой Пасхе, вновь открывшей нам вход в потерянное прежде Небесное Царство. Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». В ней показан истинный и премудрый путь для желающих достигнуть внутреннего беспристрастия и совершенства. На протяжении многих веков «Лествица» была одним из самых читаемых святоотеческих творений. Со вниманием и сегодня читают ее все, кто интересуется высшей и непреложной наукой: как спасти свою бесценную и бессмертную душу, как «совлечься ветхого человека со страстьми и похотьми» и стать «новым Адамом», непорочным и добродетельным, чтобы вслед за воскресшим Христом войти в вечную небесную пасхальную радость, уготованную достойно и праведно пожившим на земле.

Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во Святая Святых, на вершине которой утверждается Бог Любви (Из предисловия к «Лествице»).

Когда мы внутренне расслабляемся, теряем бдительность и самоконтроль, то мало-помалу сходим с пути добродетелей и идем в противоположную сторону. Тяжело и обременительно подниматься в гору, спускаться же всегда и быстро, и легко. Однако впоследствии желающему возвратиться к прежнему и лучшему состоянию потребуется уже сугубый труд.

Уму нашему постоянно требуется обучаться и направляться святыми книгами, потому что он не может оставаться праздным. Ибо если не совершает добра, то склоняется ко злу («Цветник» священноинока Дорофея).

Пока мы живем в этом теле, никто из нас не может быть точно уверен, что действительно достиг каких-либо высот и праведности в жизни, потому что много было случаев, когда и самые строгие аскеты-подвижники внезапно подвергались сокрушительному падению. Кто-то находил в себе силы восставать и подниматься снова, но были и такие, которые разбивались насмерть, т.е. повреждались умом и уклонялись в ереси или погрязали в скверных плотских пороках. Поэтому святые отцы всегда напоминают о внимании и частом книжном поучении, чтобы распознавать козни мысленного супостата и идти без преткновения к спасительному самосовершенствованию. Воистину, «Лествица» может быть самым опытным и мудрым проводником, направляющим и оберегающим нас на этом многотрудном и долговременном пути. Краткое содержание ее, раскрывающее суть и смысл духовного восхождения, описано также и в «Цветнике» священноинока Дорофея, который по праву можно называть «жемчужиной» святоотеческой литературы в древней Руси.

       Жить по заповедям и совершать добрые дела — все равно что подниматься по лестнице. Поэтому и называются духовной лестницей, возводящей на небо, заповеди Господни и отеческие добродетели. И мы, словно поднимающиеся по лестнице, ступенька за ступенькой восходим вверх. А если кто через две или через три начнет переступать, то поскользнется, упадет на землю и разобьется. То же относится и к заповедям и к добродетелям. Тому, кто начнет первые заповеди и добродетели обходить, последние не покорятся, но станут сопротивляться. Поэтому следует одну за другой усваивать, словно восходя по ступеням лестницы.

Поделитесь с друзьями