ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК 8 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

8 октября, наш Храм и его прихожане отметили празднование в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского (18 июля и 8 октября).
Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).
Слова проповеди настоятеля нашего храма, иерея Александра Гольцова, были обращены к памяти подвига преп. Сергия Радонежского:
«Прошлое Русской земли богато великими героями, жертвовавшими жизни за Родину, богато крупными, беззаветно трудившимися на славу своего народа государственными деятелями. По великому промыслу Божиему богато оно и скромными подвижниками, совершавшими такие духовные подвиги, которые вдохновляли народные массы, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы. Отдавая свою жизнь на служение высоким идеалам, они оставили память, прочнее памяти многих героев. И такие люди по своей кончине становились предметом благоговейного почитания всего православного народа.
Одним из таких праведников является преподобный Сергий Радонежский, к гробнице которого и поныне ежегодно стекаются миллионы русских людей» (архимандрит Никон (Рождественский).

«Более 500 лет тому назад благочестивый отрок Варфоломей, впоследствии святой игумен этой лавры, услышал в душе своей голос зовущего Господа: «иди по Мне». Услышал и не стал совещаться с плотью и кровью: роздал имение, оставил мир и пошёл за Зовущим. Тяжело доставалась тогда русским людям жизнь в мире, особенно в этом, тогда только заселяемом, безлюдном Радонежском уделе. Но ещё тяжелее было жить в пустыне, которую избрал Преподобный местом своих подвигов. Многие читали о житии Сергия в пустыне, слышали об измождении плоти, о борьбе со зверями и злыми людьми, о служении братии, о трудах неимоверных, о нужде телесной, о тяжести духовной брани со страстями и помыслами, со страхами и унынием. Нелегко даётся чистота сердца. „Кто исповест труды твоя и болезни, или кий язык изречет жестокое твое житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легаше, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанные, и рассуждение доброрассудное, скудость ризную и память смертную?”. Так прославляется преподобный Сергий в церковных песнях.
Его отдалённый преемник по управлению лаврой, уже в то время, когда она блистала величественными храмами и стала богата дарами набожного народа, митрополит Филарет прекрасно рисует нам обстановку „жестокого жития” преподобного Сергия и вместе с тем высоту его подвигов и добродетелей.
Разве это не чудо: пустынник, отрешившийся от миpa, делается ловцом людей и покоряет себе мир. Ещё при жизни преподобного все от простолюдина до князя были проникнуты великим к нему уважением, и слово его было властно над душами и сердцами. Десятки его учеников и сподвижников, которых он учил более примером жизни, чем словом, причислены к лику святых. Около ста других учеников являются основателями новых обителей, насадителями христианской жизни на диком севере. К нему, к монаху, подвижнику, пустыннику, идёт князь и за благословением на роковую битву с народом поработителем, и для примирения с вероломным князем-родичем, и для укрепления нового порядка престолонаследия в царстве. К нему несёт своё горе простолюдин, надеясь на помощь в нужде, ищет исцеления болезни, просит рассудить его с соседом. Патриарх из далёкого Царьграда шлёт ему благословение и дары и поручает церковное дело устроения иноческого чина; святой митрополит всея Руси считает его своим другом, ищет его совета…
Цари и воеводы склонялись пред ракою его мощей и просили благословения на царство, семейного счастья, помощи пред началом брани, успеха в делах правления. К нему, к великому „игумену русской земли”, и пастыри, и пасомые,и юные, и старые,— люди всех званий и состояний во все двенадцать месяцев в году приходят молиться, просят благословения и совета в своих делах.
Отчего это так? Отчего святой совершает подвиги для личного, для своего собственного спасения, бежит в пустыню, становится совершенно чужд мира и общества, а между тем оказывает на жизнь его такое глубокое и долговременное влияние? Эта тайна раскрывается словами Св. Писания: святые будут судить мир (1 Кор. 6, 1). Суд их, конечно, во всей полноте откроется, на всеобщем суде Божьем, но начинается он гораздо раньше, и даже ещё при жизни святых на земле. Многообразен этот суд. Пример святого вдохновляет тех, кто чает Бога, спасающего их от малодушия и от бури. Его сродство с нами показывает, что между ним и нами нет различия в условиях и средствах спасения. Грозным укором и обличением лукавства стоит образ святого пред теми, кто любит „непщевати вины о гресех”, т. е. выдумывать извинения за свои грехи, или перекладывать их на кого-то,— занятие сегодня широко распространенное… Если, к сожалению, заразительно зло, то, к счастью, и добро имеет неотразимую и покоряющую силу духовной красоты, притягивает к себе сердца человеческие, находит людей, ищущих поклонения ему, поклонения вольного и любовного. Святость побеждает нас, обезоруживает диких людей и даже зверей, покоряет себе грубую силу. Вот откуда этот беспрерывный поток поклонников у гроба преподобного Сергия.

Преподобный отче наш, Сергие, моли Бога о нас!

Поделитесь с друзьями